1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 [0 Голоса (ов)]

Анархизм.

Анархизм - это политическая философия, которая отвергает (и поддерживает ликвидацию) правительства или обязательных правил и считает, что общество может (и должно) быть организовано без принуждения. Это может или не может включать в себя отказ от какой-либо власти вообще. Анархисты считают, что правительство вредно и ненужно.

Философия анархизма утверждает что государству не хватает моральной легитимности, что нет отдельного обязательства или обязанности подчиняться государству, и, наоборот, государство не имеет права командовать отдельными лицами. Однако он не выступает активно  за революцию в целях ликвидации государства, но призывает к постепенному освобождению человека от гнетущих законов и социальных ограничений современного государства.

Термин «анархия» происходит от греческого «анархоса» («без правителя»). До XIX века этот термин обычно использовался в позитивном ключе, чтобы описать согласованную политическую веру людей, и только позже она стала использоваться в уничижительной форме (что-то вроде хаоса).

Анархизм связан с либертарианством (который пропагандирует максимизацию индивидуальных прав и свободной воли и минимизацию роли государства) и, в частности, Либертарианским социализмом (который выступает за ориентированную на свободный труд систему, которая пытается максимизировать свободу отдельных лиц и сводит к минимуму концентрацию власти или самой власти.

Нет единого определяющего положения, которое придерживаются все анархисты, помимо их отказа от принудительного правительства или «государства», и сторонники анархизма могут поддержать идеи от крайнего индивидуализма (политический взгляд, в котором подчеркивается независимость человека и важность индивидуальной самостоятельности и свободы) и до разумного коллективизма (политический взгляд, подчеркивающий человеческую взаимозависимость и важность коллектива). Таким образом, в анархизме существует множество разнообразных школ мысли.

История анархизма.

По словам Анархо-Примитивистов люди прожили тысячи лет в обществах без правительства. Только после возникновения иерархических обществ идеи анархизма были сформулированы как критический отклик и отказ от принудительных политических институтов. «Tao Te Ching», написанный около 6-го века B.C. Лао-цзы, призвал многих китайских даосов жить анархическим образом жизни. В Древней Греции Диоген из Синопы (циник) и Зено из Citium (стоик) утверждали (в противовес Платону), что реальная причина поступков (здравый смысл) должна заменить авторитет в руководстве человеческими делами и предусмотреть свободное сообщество без правительства.

В эпоху средневековья существовало множество анархических религиозных и политических движений, в том числе Братья и Сестры Свободного Духа, Клемпдраггеры, гуситы, адамиты, ранние анабаптисты, Диггеры и Левеллеры, но ни одно из них не оказало большого влияния на историю.

Современный анархизм возник из светской мысли Просвещения, в частности аргументов Жана-Жака Руссо о моральной центральности свободы человека.

 Несмотря на то, что он сам не использовал этот термин, английский политический философ Уильям Годвин (1756-1836) разработал то, что многие считают первым выражением современной анархистской мысли и сформулировал политические и экономические концепции анархизма. Годвин выступал против революционных действий и видел минимальное государство как настоящее «необходимое зло», которое становилось все более неуместным и бессильным через постепенный процесс реформ и просвещения. Он также выступал за крайний индивидуализм, предлагая исключить все сотрудничество в сфере труда.

Французский мыслитель Пьер-Жозеф Прудон (1809 - 1865) был первым самоописанным анархистом и был назван основателем современной анархистской теории (как и Годвин). Прудон предлагал то, что он называл спонтанным порядком, в соответствии с которым организация (достаточная для поддержания порядка и гарантии всех свобод) возникает без центральной власти, а институты полиции, монархии, чиновничества, организованной религии, налогообложения и т. д. исчезают или сводятся к минимуму . Он опубликовал свое «Что такое собственность?»в 1840 году, в котором появляется его знаменитое обвинение «Собственность есть воровство» .

Позже в XIX веке (иногда называемом классическим периодом анархизма) анархистские коммунистические теоретики, такие как русские Михаил Бакунин (1814 - 1876) и Петр Кропоткин (1842-1921), построили теорию анархизма на марксистской критике капитализма и расширили ее своей собственной критикой Государства, подчеркивая важность общественной перспективы для сохранения индивидуальной свободы в социальном контексте.

Примерно в это же время произошло множество актов насилия во имя анархизма, таких как саботаж и убийства, а также промышленные действия и забастовки, направленные на разжигание искры революции, но эти действия рассматривались многими анархистами как контрреволюционные, непродуктивные или неэффективные.

Виды анархизма.

Философский анархизм считает, что у государства не хватает моральной легитимности, что нет обязательства или обязанности подчиняться государству и, наоборот, что государство не имеет право командовать людьми. Однако, это не является активной пропагандиой революции чтобы ликвидировать государство, но является призывом к постепенному изменению, чтобы освободить человека от репрессивных законов и социальных ограничений современного государства. Философские анархисты могут согласиться с существованием минимального государства как досадным но"необходимым злом" (что ,как правило, рассматривается как временное явление) иутверждают что граждане не обязаны подчиняться государству, если его законы противоречат личной свободе. Английскому философу Уильяму Годвину (1756 - 1836) обычно приписывают основание философского анархизма, и его часто называют отцом современного анархизма.

Анархо-индивидуализм (или Либертарианский анархизм) считает, что индивидуальная совесть и следование личным интересам не должны быть ограничены никаким коллективом или органом государственной власти, и что навязывание демократии приводит к угнетению большинства меньшинством. Анархо-индивидуализм стремится подчеркнуть идею негативной свободы (т. е. оппозицию государственному или общественному контролю над личностью), в то время как социальный анархизм (см. ниже) подчеркивает позитивную свободу (т. е. освобождение потенциала человека и реализацию потребностей людей в обществе). Индивидуалистический анархизм, также в отличие от социального анархизма, поддерживает идею собственности что и приводит к рыночной экономике, хотя некоторые считают, что любые излишки должны быть отданы.

Уильям Годвин (1756 - 1836) выступал за крайнюю форму Индивидуалистской анархии, предполагая, что все виды взаимодействия в трудовых отношениях должны быть исключены. Одним из самых ранних и наиболее известных сторонников Индивидуалистического анархизма был Макс Штирнер (1806 - 1856), предложивший крайнюю форму эгоизма, который позволяет индивидууму делать то, что ему заблагорассудится, игнорируя Бога, государство или нравственные нормы. Американская версия Индивидуалистического анархизма таких авторов как Торо, Джосайя Уоррен (1798 - 1874) и Бенджамин Такер (1854 - 1939), имеет сильный акцент на ненападении, индивидуальном суверенитете и трудовой теории стоимости (ценности товаров, относящихся к результатам труда). При этом поддерживалась частная собственность и свободный рынок (в результате чего некоторые считают это вариантом капитализма).

 Социальный анархизм-это широкая категория анархизма независимого и во многом противоположном анархо-индивидуализму. Он подчеркивает социальное равенство, общность, взаимопомощь в аспектах анархистской теории и практики. В ее основе лежит идея Либертарианского социализма, который стремится создать общество без политической, экономической или социальной иерархии. Есть несколько течений внутри социального анархизма:

Коллективистский анархизм (или анархо-коллективизм) - это революционное учение, созданное русским анархистом Михаилом Александровичем Бакуниным (1814 - 1876), который выступал за полную отмену государственной и частной собственности на средства производства, что бы они были в коллективной собственности и контролировались самими производителями. Революция будет инициирована небольшой сплоченной элитной группой через акты насилия, которая будет вдохновлять массы рабочих к бунту и насильственной коллективизации средств производства, а рабочие будут получать на основании количества времени и своего вклада в производство. Эта система заработной платы, а идея коллективной собственности (в отличие от полного отказа от собственности) - это основное различие между Коллективистским Анархизмом и Коммунистический анархизм (см. ниже). Бакунин был упорен в его оппозиции к коммунизму и государственному социализму, который он рассматривал как принципиально авторитарный.

Коммунистический анархизм (или анархо-коммунизм) предполагает свободное общество, состоящее из ряда самоуправляющихся коммун, с прямой демократией или консенсусной демократией (в отличие от представительской демократии) как политической организационной формой, и коммунами связанными с другими коммунами в рамках Федерации.Средства производства будут совместно использоваться (в отличие от коллективной собственности) так, что вместо того, чтобы получать оплату за проделанную работу, будет предоставлен бесплатный доступ к ресурсам и излишкам коммуны. Анархо-коммунизм, подчеркивает уравниловку (что все люди должны рассматриваться как равные от рождения) и упразднение социальной иерархии и классовых различий, вытекающие из неравного распределения богатства, а также отмену капитализма и денег. Появились ранние Анархические коммунистические течения во время английской Гражданской войны (1642 - 1651) и французской революции (1788 - 1799). Петр Кропоткин (1842 - 1921) и Эмма Голдман (1869 - 1940), пожалуй, самый известные среди анархо-коммунистов.

Анархо-Синдикализм родившийся в начале 20-го века это форма анархизма, в значительной степени ориентированная на профсоюзное движение. Она провозглашает радикальные профсоюзы как потенциальную силу для революционного социального изменения, с целью замены капитализма и государства новым обществом, которое будет демократически самоуправляться рабочими. Анархо-Синдикализм стремится упразднить систему наемного труда и частной собственности на средства производства, которая по их мнению приведет к разделению на классы. Анархо-Синдикалисты  является скорее организованным движением рабочих . Немецкий рокер Рудольф (1873 - 1958) является ведущим анархо-Синдикализм теоретиком, и его 1938 брошюра "Anarchosyndicalism" был особенно популярной.

Заключение.

В целом действительно все современные государства это аппарат насилия меньшинства над большинством. Для этого изымается большая часть результатов труда большинства для создания аппарата принуждения в виде организованных и вооруженных групп и роскошной жизни элиты. Немало этому способствует современная финансовая система с бумажными ( не имеющими реальной стоимости ) деньгами.

Все это плохо , это понимают думающие люди . Но человек - вот главное что не дает создать общество всеобщего благоденствия. Эгоизм , жадность,похоть , глупость - с таким набором качеств без принуждения к соблюдению определенных правил начнется хаос . Обязательно вновь появятся организованные группы людей с целью принуждения большинства работать на меньшинство. Все повторится. Появится очередная мошенническая финансовая система.

Все станет возможным вместе с улучшением самого человека. А пока все живут в тех обществах которых заслуживают.

Для сравнения : Капитализм, Социализм.