1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 [0 Голоса (ов)]

Психология фильмов ужасов.

Миллионы лет эволюции психологии укоренили в нашем сознании определенный страх -  инстинкт выживания - страх темноты, где хищные животные могут охотиться на вас - страх перед животными с большими острыми зубами. Страх ядовитых пауков, которые могут убить с одного укуса. Страх является ответом на непосредственные раздражители. Болезненные ощущения в вашем кишечнике, учащение пульса вашего сердца, потливость ладоней, нервозность- так ваш мозг реагирует на угрозы. Мы пришли в мир, зная, как бояться, потому что наши мозги эволюционировали, для того чтобы иметь дело с природой; мозг крыс и людей реагируют аналогичным образом на угрозы, хотя сама угроза может быть совершенно разной. Но все-же есть разница в реакции людей на страх  исходя из личного опыта. В то время как некоторые люди в ужасе смотрят страшный фильм, другие могут больше боятся идти обратно к своим машинам на темной стоянке , после того, как заканчивается фильм.

Привлекательность ужаса.

Перед тем, как попытаться объяснить психологические причины влечения к ужасу нужно попытаться установить, в чем очарование ужаса. Психолог доктор Гленн Д. Уолтерс выделяет три основные факторы привлекательности фильма ужасов.

Первое напряжение - то , что создается через тайну, неизвестность, террор или шок.

Вторым фактором является релевантность. Для того, чтобы фильм ужасов работал зритель должен увидеть то что имеет отношение к потенциальным зрителям. Эта  может принимать форму универсальной значимости - всеобщий страх перед такими вещами как смерть и неизвестность.

 

Последний фактор, который может быть самым важным - интуитивное чувство нереалистичности. Несмотря на графическое мастерство последних фильмов ужасов, мы все знаем на каком-то уровне, что то что  мы наблюдаем на экране - это не реально.

Психология фильмов ужаса.

Таким образом, мы имеем представление о том, что такое ужас ... почему все же люди обращается к нему?

Говоря о философии , греческий философ Аристотель, да он не мог смотреть фильмы ужасов , он думал, что людей влечет к страшным историям и насильственным драматическим спектаклям потому , что это дает им возможность очистить свои негативные эмоции - процесс он назвал катарсисом. К сожалению для Аристотеля, современное исследование показало обратное - просмотр насилия на самом деле делает людей более агрессивными. Сдерживаемое чувство гнева на самом деле может быть уменьшена наблюдая что-то такое, как юмор или эротика. Но есть корреляция между просмотром фильмов ужасов и снижением уровня страха.

Теория возбуждения. Это является своего рода новым взглядом на Катарсис. Д-р Дольф Zillmann, утверждал в 1978 году, что негативные чувства, созданные фильмом ужасов на самом деле усиливают положительные чувства, когда герой торжествует в конце. Но что можно сказать о фильмах, где герой не торжествует? И даже в некоторых небольших исследованиях показывается, что наслаждение людей было на самом деле выше, во время страшных частей фильма ужасов, чем это было после.

Киновед Ноэль Кэрролл выдвинул идею , что фильмы ужасов являются продуктом любопытства и восхищения. Ужас существует вне повседневного нормального поведения. Исследования Tamborini, Stiff и Zillmann показали, что существует значительная корреляция между людьми, которым привлекательны такие фильмы с отклонениями их  от норм поведения . Но это не объясняет, почему некоторые зрители не реагируют положительно, когда злодеи, такие как сексуальное извращенцы, преступники, прелюбодеи - наказываются и убиваются.

Ужас как средство для роста.

Фильм является одним из высших средств воздействия на человека которые до сих пор придуманы человечеством. Он сочетает в себе фотографии, движение, изобразительное искусство, актерское мастерство, сценарий и музыку - сенсорный опыт, который входит в зацепление с нами настолько, что просмотр фильмов часто сравнивают с мечтой. Так для чего смотрят кошмары?

Мы до сих пор не знаю, почему мы видим сны. Современная теория Сновидения , как описано Эрнестом Хартманом , профессором психиатрии , говорит о том что когда человек видит сны , его мозг перебирает биты информации , которую он собрал в течение часов бодрствования. Но образы , которые мы видим во время сна не полностью случайны, они руководствуются нашими эмоциями - возможно завися от недавней травмы или от борьбы с тоской и страхом.

Так что, возможно просмотр фильма находится где-то между бодрствованием и состоянием сна. Это как в игре - фильмы безопасное место, где мы можем узнавать новое, получать навыки и применять их в повседневной жизни. Только совершенно безопасно , все зрителя понимают , что это все-же иллюзия.

Воспитательное влияние фильмов ужаса.

Фильмы ужасов требуют от нас, чтобы столкнувшись с неизвестным - понять это и сделать его менее страшным. Они позволяют нам увидеть наши страхи и понять их суть, и при этом, они формируют наши системы верований и то как мы видим друг друга и самих себя. Они являются безопасным местом для изучения и для получения небольшого удовольствия. Дело в том, что мы только начинаем понимать, как работают наши мозги.