1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 0.00 [0 Голоса (ов)]

Цинизм.

Цинизм - преднамеренная девальвация общечеловеческих моральных ценностей . Не отрицание как в нигилизме а именно девальвация личности человека и его способности следовать морали. Циник понимает разницу между добром и злом , но принижает значение этих понятий , не верит что люди учитывают эти категории  в своем поведении. Цинизм это отказ от вещей важных для других , неверие в важные для других вещи. Циничный поступок бесполезен, если он затрагивает только частные обстоятельства или убеждения человека; он должна касаться наиболее чувствительных областей их моральных ценностей. Циник манипулирует понятиями "чувства реальности", к "реальному положению вещей", чтобы "голая правда"; отрицает идеалы и приносит их "на землю". Затем он в конечном итоге отмечает людей как неумелых "оторванных моралистов ", непрактичных мечтателей, идеалистов и так далее.

Ценность системы, которая традиционно представляла моральное ядро стабильного общества и государства начинает рассматриваться как  собрание пустых , лицемерных утверждений, введенных при поддержке консервативных правящих классов, чтобы узаконить свое собственное превосходство.

И действительно социальный контроль в группе или конформизм в данной среде, как правило, предотвращает индивидуальное циничное поведение, рассматривая его как бестактность, неделикатность или нарушение социальных соглашений, и циник может быть подвергнут мягкому порицанию. Однако, когда цинизм приобретает общественное лицо (становится массовым явлением) его функция меняется: она становится орудием социального конфликта, разрушителем ценностей его оппонентов и в то же время актом самоутверждения, началом разрушения устоявшегося общества.

 Распространение цинизма в обществе можно рассматривать как признак расшатывания в системах ценностей различных сообществ и социальных групп. В то же время, системы ценностей, которые традиционно представляли моральное ядро стабильного общества и государства, восприятие того, что отличает человеческое общество от хаоса, начинает рассматриваться  как пустые лицемерные утверждения, введенные или поддерживаемые правящей элитой, чтобы узаконить свое собственное превосходство. То есть распространение цинизма - один из признаков расшатывания устоев устоявшейся системы . Цинизм указывает на эрозию традиционных систем ценностей, разрушение прежних верований и норм, начало глубоких социально-культурных изменений в обществе.

Короткая история цинизма.

В истории осмысления было несколько ситуаций, которые спровоцировали культуру цинизма. В первую очередь, конечно же есть цинизм древней Греции, превосходным примером которого является Диоген, радикальный последователь Антисфена, который преподавал практическую философию как противовес Платону и его философии теоретических знаний.Киники (название происходит от греческого 'собака') проповедовали идею самодостаточности в качестве личной независимости, а также отказ от искусственных социальных соглашений, установленных моральных ценностей, семейных, государственных и других учреждений ,они вели провокационные и образ жизни и проповеди (Диоген спал в ванне и ходил босиком круглый год) . Диоген уже вошел в историю как модель показного игнорирования традиционных ценностей и поведения.

Киники оказал огромное влияние на последующее становление стоической школы философии и на классических сатириков и моралистов. Их идеи достигли высоты своей популярности в конце эллинистического периода во 2-ом и 1-ом веке до н.э., когда демократия идет на убыль в городах-государствах Греции и сами они теряют свою независимость. Еще одним историческим примером цинизма являются заповеди, выраженные Макиавелли, одним из первых сторонников политического прагматизма. Ренессанс , гедонизм и новый смысл жизни, опасные интеллектуальные и практические эксперименты в субъективности и отказ от традиционной морали - это было характерно для образа жизни многих титанов мысли этого периода , что формировало новую городскую культуру - прототип нашего современного города.

Появление таких понятий, как национальное и гражданское освобождение при помощи демократии, правительства, основанные на верховенстве закона, всеобщее избирательное право , ослабило концепцию правил, основанных на разделении людей на неравные "сословия". Процессы этого преобразования сопровождались различными актами и символические проявления цинизма (Бодлер «Цветы зла», эстетика декаданса, изречение Ницше, что «Бог умер» и настал конец культуры), в результате чего идея цинизма постепенно ослабла и стала все более тривиальной и банальной.

Понимание современности немыслимо без анализа цинизма как элемент эрозии традиционной морали, религии, обычаев и политических идеологий. В открытом и стимулируемого потреблением общества, деньги становятся общим двигателем социальных и индивидуальных отношений. Деньги становятся способом измерить социальное положение, человеческое достоинство, интеллект.

Здесь мы начинаем видеть себя в совершенно новой эпохе: торжество капитализма, осознание того, что деньги являются мерилом всего, свойство атмосферы городов с их безликостью, анонимностью, формализмом, иллюзия доступности в массовых масштабах и потеря человеческой доброты. Существует целая отрасль литературы, посвященной этим новым явлениям, наиболее интересным примером является работа социолога Георга Зиммеля "Философия денег», опубликованная в 1907 году, где он проанализировал путь, в котором материальные и значимые ценности и идеалы разрушаются нарисованными деньгами.

Цинизм в современном мире.

 В России, неравнодушные наблюдатели, такие как Салтыков-Щедрин отметили аналогичные тектонические сдвиги после реформ 1861 г. - отмены крепостного право в России. В своих «физиологических очерках» Щедрин рассказал о долгом и болезненном процессе деградации среди среднего класса помещиков после реформ, а также разрушение образа жизни привилегированных классов и хрупкости их этических принципов. Его «Смерть Человека культуры" было вызвано увеличением числа циников, новым классом человека, которого он описал как "идущих по буржуазному пути трактирщиков, рантье, железнодорожных магнатов, банкиров, казнокрадов и других паразитов".

Если начать исследовать тему общественной этики с конца 1980-х годов, времени социальных преобразований и кризиса, то используя опросы общественного мнения за эти годы, мы видим массу доказательств потери россиянами веры в монолитность установленных моральных ценностей. Многие миллионы людей чувствуют себя беспомощными перед лицом растущего цинизма политиков - лучший пример того, что пожалуй, самый умный, красочный и талантливый политик в современной России Владимир Жириновский, чьи мысли и ораторское приемы копируются, хотя и не у всех это получается. И этот цинизм заразил целые куски общества . Опросы сегодня отражают массовый цинизм в общественном сознании и мышления. Люди верят, что все в общественной жизни, будь то члены правительства, политики, олигархи или даже церковные деятели, действуют из самых низких возможных мотивов.

Сегодняшний политический и общественный цинизм, однако, очень отличается от исторических примеров, упомянутых выше, которые были запущены изменениями в социальных условиях. То, что мы видим сейчас, наоборот, в основном реакция на провал попыток демократических , политических и социальных реформ, несостоявшегося характер процесса модернизации России. Есть несколько причин появления этого массового цинизма. Первый, самый очевидный, общее разочарование в процессе реформ и, как следствие трансформацию ожиданий или иллюзий в агрессию по отношению к тем, кто это провозглашал - демократам, либералам, политикам, обещавшим гораздо более высокие стремления и этические представления о людях и их правах, чем в советские времена. Высокий уровень гнева и враждебности, выраженных в современных опросах является признаком разочарования и чувства неполноценности людей преобразованного на мстительное развенчивание людей, на которых они ранее смотрели как на лидеров. Следы прежних устремлений проявляются в идеализации «нормальных стран» и осознание того, что Россия никогда не будет одной из них.

Этот тип обиды не является уникальным для России; это общий фактор в случае неудачного перехода. Но это лишь самое очевидное объяснение растущего цинизма русских. Для более глубокого понимания необходимо проанализировать специфическую антропологию "Homo советикус", которая сложилась в советский период, когда человек, приспособленный к репрессивному государству научился жить с этим за счет более низких стремлений, этического двоемыслия и приспособленчества , а также необходимости изображения показной лояльности к режиму.

Среди разнообразных форм современного цинизма два его сорта выделяются особенно- цинизм правителей и цинизме населения, представляющие различные реакции на инерцию, которая существует в учреждениях силы и принуждения - судах, политической и муниципальной полиции, прокуратуре, следственных органах и так далее. Затем, насилие со стороны режима, его социальный контроль и принуждение граждан якобы оправдано необходимостью тотальной мобилизации, необходимой для построения «нового общества» и светлого будущего, а также необходимостью быть на постоянной боевой готовности, постоянное чрезвычайное положение. Голый деспотизм авторитарного режима подразумевает отказ признать ценность как человека так и общества в целом как нечто большее, чем ресурс, который можно эксплуатировать режимом.

Цинизм заложен в самой структуре власти, собранной по вертикали, сверху вниз, с людьми на вершине, назначающих подручных, которые будут гостеприимными и лояльными администраторами, а не компетентными , профессиональными и квалифицированными специалистами. Этот процесс основан на отрицательных принципах отбора, где самые беспринципные, «гибкие» и адаптационные виды людей будут допущенными в коридоры власти. Эти счастливцы ,функционеры, на любом уровне, пользуются не только различными бонусами и привилегиями, но и психологическим комфортом от того , что они достигли того чем дышали. Тем не менее, институциональные последствия такой структуры власти являются постоянной потери качества в политической системе, парламентского корпуса и правительства в целом. Каждые выборы приносит более посредственную кучу депутатов, которые потеряли всякую ответственность перед избирателями. Их социальный капитал основан исключительно на их лоббистской силе, их связей с людьми на самом верху.

Общественные последствия этой системы отбора - постоянные коррупционные скандалы . Система выбирает некачественный человеческий материал, потворствует самым низким из человеческих инстинктов и готовности унизить других, что приводит к ее собственному самоуничтожению. Сама легитимность этого абсолютистского режима основывается на систематическом обмане и давлении на людей. Но если правительство основано на унижения, принуждения и демонстрации силы, результатом является серьезное разрушение ценностей - этических, религиозных и гражданских. Последствия такого рода структуры власти сегодня приведут к систематически повторяющейся девальвации нормальных этических ценностей (понимание этики как предела насилия, границы деспотизма). Только сам режим и группа олигархов, близких к нему это и есть высшая ценность.

Опасность цинизма в будущем.

Когда общественность лишена автономии и независимости, социальная дифференциация подавляется , тогда общественная жизнь становится более примитивной. Еще одна проблема, с государственным цинизмом является то, что продукты циничного мышления и циничного сознания настолько токсичны, что в конце концов, люди теряют способность реагировать на распад политической системы и общества в целом, приговоренные к "терпеть" произвольное авторитарное правление, они  "тонут" в состояние апатии. И эта масса цинизма становится со временем фактором в подавлении любого развития и сохранения статус-кво - иными словами, симптомом и характеристикой инертного, застойного общества. 

Наиболее очевидным примером этого является отношение общественности к судебной системе своей страны. Судебный цинизм - двоемыслие - носит системный характер и повсеместно, так как оно возникает из противоречий и расхождений между тем, что говорит закон и как он будет реализован. Таким образом, люди видят суды как карательно-репрессивный институт, предназначенный для защиты режима от своих граждан, с неизбежной девальвации среди этих же граждан закона и всей идеи справедливости и права . Избирательный характер судебной системы поощряет отчуждение людей от политики, их общественной и политической пассивности и их фатализму. И в то же время это является оправданием для их пренебрежения к закону.

Все это означает, что социальный порядок в целом рассматривается как нечто несправедливое, с одной стороны, а с другой стороны, как нечто жестокое и принудительное. И это приводит к массовому цинизму и аморальности , а также убеждению что сила является неизбежным фактом жизни, реальность такова, что код насилие становится доминирующим фактором в социальных отношениях, принимая самые разнообразные социальные формы и ведущие к универсально-репрессивным отношениям между людьми.

Авторитарный режим, поддерживаемый неконституционной политической структурой власти и коррумпированной бюрократией, стерилизует сложные формы социального взаимодействия, которые постоянно возникают результате появления частной собственности и рыночной экономики наряду с передовыми технологиями и новыми средствами связи. В долгосрочной перспективе, влияние цинизма будет подрывать и подавлять авторитет власти сегодняшних элит, что делает их стерильными, непродуктивными и бессильными. В результате, само понятие будущего как возможности выбирать и менять; ввести новые идеи или точки отсчета для развития или достижения цели для гражданской активности - все это исчезнет, а их место будут заполнены имитацией верований, идеологий и т.д. Расцветет коррупция. И это завершит распад .

Смотреть подобные материалы : половая распущенность, ростовщичество,современная женщина, современный мужчина.
.